Каинки — полон ларец самоцветов
Каждую деревню, стоящую на высоком берегу Свияги, можно смело называть жемчужиной хотя бы за расположение — все они венчают вершины крутых высоких холмов, словно драгоценные каменья — зубцы короны. С улиц тихих, живописных, не слишком больших деревушек открываются чудесные, совершенно невероятные виды речного раздолья, богатого рыбой и птицей, где в зарослях камыша и тихих заводях гнездятся серые цапли, легкокрылые кулики и крикливые чайки, где медленные, тягучие воды Свияги качают на поверхности белоснежные водяные лилии и жёлтые, тонко пахнущие кубышки, а в глубине, в зарослях рогоза и тростника стоят, повернувши головы против течения, полосатые зубастые щуки.
Село Каинки же, кроме сказочной красоты окрестностей обладает богатейшей историей и связано с поистине выдающимися именами. Но обо всём по порядку.
Первое поселение возникло здесь ещё во времена Казанского ханства, в 1550х. До революции, по названию церкви, именовалось Воздвиженское. Сначала оно было пожаловано стрельцу Хохлову, затем перешло Есиповым (тем самым, что владели когда-то селом Юматово) и Шишеловым. В 1852 году хозяином имения становится профессор Императорского Казанского университета Василий Павлович Васильев, поскольку его супруга, Софья Ивановна Симонова, получила усадьбу от отца в качестве приданого.
Васильевы дорожили своим имением и много делали для него.
В конце 19 века с подачи Васильевых была организована школа с богатой, хорошо подобранной библиотекой. При школе выделили также отдельные квартиры для учителей и разбили сад, утопавший по весне в цветах жасмина.
В 1913 году в Каинках, опять же благодаря Васильевым, открылось Высшее начальное училище — семилетка. Обучение стоило четыре рубля в год, а в начальных классах было бесплатным. Училище просуществовало до 1918 года, а затем было переквалифицировпно в школу крестьянской молодёжи.
К тому же, усадьба, имея таких владельцев, не могла не притягивать именитых гостей из культурных и научных кругов.
С Каинками связаны такие имена
Ивана Михайловича Симонова (1794-1855 г.г.), известного астронома, ректора Казанского Имперского университета, участника экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей Антарктиду;
Василия Павловича Васильева (1818-1900 г.г.), китаеведа, академика Петербургской академии наук;
Александра Васильевича Васильев (сына Василия Петровича) (1853-1929), крупного математика и историка, члена 1-й Государственной думы, члена Государственного совета и ЦК кадетской партии;
Николая Александровича Васильева (внука Василия Петровича) (1880-1940), философа, предложившего поистине революционные идеи, сделавшие его одним из родоначальников современной неклассической логики.
Также Каинки посещал молодой Александр Фёдорович Керенский (1881-1970) - «первая любовь и ненависть» русской революции, будущий глава Временного правительства. Именно здесь, в Крестовоздвиженской церкви, летом 1904 года он вопреки воле родителей венчался со своей первой женой Ольгой Львовной Барановской (1886-1975), внучкой Василия Петровича Васильева, дочерью полковника Генерального штаба Льва Степановича Барановского.
По некоторым данным Ольга Львовна приходится мне дальней родственницей.
До реформы 1861 г жители относились к категории помещичьих крестьян, в основном занимались земледелием и скотоводством.
В 1861 г в деревне возведена первая деревянная церковь, на смену которой в 1903 году построена новая — церковь Воздвижения Креста Господня. Храм строился с 1890 по 1903 в псевдорусском стиле с элементами эклектики по проекту казанского архитектора П.Е.Аникина на средства прихожан. Большую лепту в строительство внесли свияжскиц купец Каменев, елабужский купец Стахеев и чета Васильевых, а крестьянин Фаддей Емельянов изготовил и безвозмездно передал приходу 30 тысяч кирпичей.
Село не могло похвастаться слишком большими размерами, но в начале 20 века здесь проживало больше 750 человек, работала ветряная мельница и 3 мелочные лавки. В 4 километрах на запад от Каинок находился хутор Поляна, на котором жил Сергей Васильевич Васильев, второй сын Василия Петровича, врач-ветеринар. Он очень увлекался сельским хозяйством. На хуторе был большой скотный двор, собирали много хлеба, цвели вишнёвые и яблоневые сады.
Как я уже писала в одном из предыдущих постов, революция и гражданская война страшной бурей прошлись по Верхнеуслонскому району, сметая всё на своём пути.
Придя в село, большевики снесли дом Васильевых, что стоял рядом с церковью, и Симонова — на соседней, Симоновской улице, потом всё до последнего бревна вывезли с хутора Поляна... Старожилы рассказывали, что через пару лет после этих событий в Каинки приезжал Сергей Васильевич, последний владелец Поляны. И, глядя на раззорённые поселения, с тоской сказал: «Чтобы жить в коммунизме надо быть ангелами, а люди — черти».
В конце 1920х церковь была закрыта, колокол сорвали и сбросили, а фамильное кладбище Васильевых, находившееся в ограде храма, было разорено. Надгробие с могилы академика Василия Павловича Васильева и его супруги отволокли ближе к избе правления. На месте кладбища думали построить конюшню, но строительство забросили. В советское время храм использовали в качестве зернохранилища.
Восстановление церкви Воздвижения Креста Господня началось в 2012 году. На данный момент работы продолжаются. Внутрь зайти невозможно — двери закрыты, поэтому оценить внутренне убранство не удалось, но по праздникам здесь уже проводятся богослужения, что говорит о скором окончании реконструкции.
По данным на 2017 год в Каинках постоянно проживает 39 человек, и практически ничего не напоминает о людях, чьи судьбы были связаны со скромным селом Свияжского уезда...