Эх, дороги... В моём воскресном маршруте село Большие Меми было в самом начале списка. Во-первых, так было логичнее построить маршрут, а во-вторых, церковь там деревянная, а к ним я питаю особую любовь. Мне хотелось поскорее начать, поэтому, как только увидела съезд с трассы и указатель "Большие Меми", радостно повернула направо. Сначала дорога была из щебня, потом сменилась скользкой глинистой грунтовкой на высокой насыпи. Развернуться негде — насыпь очень узкая и крутая. Я решила ехать вниз, а потом вернуться по другой дороге (потому что, по моим впечатлениям, село достаточно крупное, а значит этот подъезд не может быть единственым). Дорога привела меня в тупик и упёрлась в речку. После этого я развернулась и долго на первой выбиралась обратно по крутому склону и раскисшей глине... После всё -таки открыла заметки с маршрутом, где жирным шрифтом было написано "не поворачивайте по первому указателю на грунтовую дорогу, нужно проехать на 2 км дальше, переехать по мосту речку Меминку, и только потом повернуть". Если честно, вообще не понимаю, почему на первом повороте стоит указатель. Ведь дорога ведёт не в село, а к заброшенной ферме и вышке сотовой связи... Итак, с приключениями я всё же добралась центральной площади села и Церкви Александра Невского. Церковь деревянная трёхпрестольная, в очень плохом состоянии, построена в русском стиле с элементами классицизма. Колокольня трёхъярусная, в сечении 2 нижних яруса представляют собой квадрат, а верхний — восьмиугольник. Храм был обильно декорирован резными элементами, часть из которых сохранилась по сей день. Приход в селе Большие Меми выделился из состава прихода села Ивановское в 1892 году, а в 1894 на средства прихожан при спонсорской помощи купца Савина была построена церковь. Священник с молодой женой приехал в село в 1892 году. Говорят, женщина была в родстве с братьями Крестовниковыми — знаменитыми фабрикантами, основавшими в Казани стеариново-свечной завод. Есть легенда, что священника выслали за то, что он женился на Крестовниковой без благословения родителей. До этого он служил в чине архимандрита и учителем его был сам Щапов, который служил панихиду по погибшим в селе Бездна в 1861 году. В 1931 году священник был репрессирован, а в 1939 году закрыли церковь, сняли и увезли колокола. Остался только маленький колокольчик, который использовали в качестве пожарной тревоги, но позже и он пропал. В 40-е в храме была база по ремонту тракторов, затем сделали склад семенного материала. В те времена здание церкви было в очень хорошем состоянии, даже сохранилось внутреннее убранство, включая иконы. Так продолжалось до 1978 года, пока местный председатель не начал раздаривать иконы и церковную утварь в качестве благодарности. Образы разошлись по семьям селян и могли бы сохраниться до сих пор, но в 90е в Большие Меми приезжали неизвестные люди, которые обменивали старинные иконы на дешёвую бытовую технику. Говорят, так иконы и ушли из села... Село Большие Меми — одно из самых старых поселений в этом районе. Во время раскопок на окраине села в 1992-1994 гг было обнаружено старое чувашское кладбище, подтверждающее наличие поселения в этом месте ещё в 16 в. В 17 веке сюда пришли первые русские поселенцы — старообрядцы. До сих пор сохранилась улица, где они селились — она носит название "Старая". К 1763 году большинство меминских чувашей приняло православие. Село было небогатым и малоземельным — уже в 1,5 км от его границы были пахотные земли Ивановского и Егидерево, что послужило развитию ремёсел. В Больших Мемях было не менее 5 ветряных и 3 водяных мельницы, работали известные на всю округу кузнецы, шерстобойщики, скорняки, бондари, мастера по изготовлению саней, телег и колес. Село вообще оказалось богато на людей. Уроженцами Больших Мемей Верхнеуслонского района Республики Татарстан являются Аким Андреевич Гаврилов (1904–1982) – гвардии младший лейтенант, командир стрелкового взвода, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина (дважды) и Алексей Евдокимович Сидоров (1924–2001) – живописец (писал картины в стиле соцреализм), заслуженный художник Украины, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны. На данный момент в селе проживает 297 человек (преимущественно русские и чуваши), максимальное количество жителей насчитывалось в 1908 году — 1618 человек. А моя дорога лежала дальше через Большие Меми, в сторону Церкви Иоанна Златоуста посёлка Ивановское, который считается практически покинутым (на 2017 год здесь постоянно проживало 2 человека), и куда в связи с осенней распутицей мне так и не удалось добраться (говорю же, у меня особые отношения с церквями в урочищах и заброшенных деревнях)...

Теги других блогов: история церковь Большие Меми