Ушедшая слава большого села
Боль и тоска — первое, что чувствуешь, въезжая в Майдан. Когда-то дома здесь стояли плотно, стройные, длинные, просторные улицы широко раскинулись на холмах по обоим берегам реки Сулицы (всего в 6 км от её истока, поэтому здесь она совсем узенькая), сейчас же улицы подобны изломанным зубьям старой гребёнки: тут — три дома, через 500 метров — один, ещё через 100 метров — два... Даже если посмотреть на мемориал погибшим в Великой Отечественной войне, становится понятным, что ещё в 1941 году село было большим и населённым. А по данным переписи 1908 года в селе Майдан проживало 3762 человека! Даже по нынешним меркам это очень немало. В ближайших райцентрах Верхний Услон и Камское Устье по последним данным живёт 4499 и 4388 человек соответственно, т е в своё время Майдан вполне мог поспорить с ними за звание административного центра, а также крупнейшего и богатейшего села, потеснив в первенстве зажиточные и более древние Теньки, что находятся непосредственно на берегу Волги в 15 км от Майдана. Но шло время, люди уезжали, умирали, а село практически опустело и будто бы впало в кому.
По одним данным село основано в период Казанского ханства в 1550–1560-е гг, и заселено русскими крестьянами, по другим — в конце 17 в — сосланными Петром I бунтовщиками-стрельцами. В пользу второй версии говорит неудачное расположение села среди холмов и оврагов, в очень ветреном месте (потомственные крестьяне такое бы не выбрали) и отличающийся от соседних деревень по-московски акающий говор (например, в соседнем Ямбулатово окают) До революции село называлось Спасское, после переименовано в Майдан. Кстати "майдан" в переводе с татарского — "площадь".
До 1861 г жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, скотоводством и садоводством.
По рассказам моего знакомого, бабушка которого была родом из Майдана, а дед — из Теньков, к началу 20 века село стало очень богатым — местом проведения ярмарок, которые проходили как раз на центральной площади. О былой купеческой славе можно судить по сохранившемуся дому купца Сироткина (на фото), который в советское время использовали в качестве склада и магазина. Прочие купеческие дома, несколько ветряных мельниц и трактир разрушены до основания или разобраны на материал, и об их существовании напоминают лишь идеально ровные лужайки между домами на главной улице.
В 1762 г на средства прихожан построена деревянная церковь Спаса Преображения Господня (закрыта в 1937 г, здание было разобрано, бревна пошли на строительство школы).
В 1912–1915 гг по проекту казанского архитектора Ф.Н.Малиновского на средства прихожан была возведена четырехъярусная колокольня из красного кирпича в стиле неоренессанс с элементами эклектики. Колокольня сохранилась по сей день, восстановлена в 2003 году, работает (видимо, только по очень большим праздникам). Внутрь попасть не удалось.
Из-за прежних размеров село кажется полузаброшеным, малолюдным и неуютным, хотя по данным на 2010 год проживало 327 человек.